РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ПЕСНИ

Не все живущие вдали от христианской культуры знакомы с традицией пения особенных песен накануне дня отмечаемого как день рождения Христа. Термин для этих песен «christmas carols» в буквальном переводе «рождественские танцы в кругу».

Как водится, культура особенных праздничных песен идет из древних языческих ритуалов, так как вплоть до 12 века в христианской традиции в церквях рождественская музыка практически не использовалась. Многие теологи считали, что праздник Рождества это тихое время и не стоит в его честь горланить песни. Оливер Кромвелл даже запрещал рождественские колядные песни в Британии в 17м веке в пору своего правления в Британии.

ПЕРВЫЕ КРИСТМАС КЭРОЛС

Тем не менее, самая древняя из таких песен это сочинение Святой Хилэри из Пойтирс на латинском языке «JESUS REFULSIT OMNIUM» четвертого века. Считается, что возникла она после первого документированного празднования Рождества в 336м году нашей эры. Также в 4м веке римский христианский поэт Прудентиус сочинил «Corde natus ex Parentis». Хотя эти две композиции больше гимны, чем кэролы.

Французская версия «The Friendly Biests» (Дружелюбные звери) происходит из 12 века, определяя ее как, скорее всего, самый древний кристмас кэрол, которую регулярно поют до сих пор.

Еще одна старая французская вещица «Entre le bœuf et l’âne gris» относится исследователями к 13му веку:

Что касается кэролс изначально написанных на английском языке, то это история не такая давняя, но не менее неточная. «Adam lay ybounden» относят к 15 веку. Текст этой композиции не совсем про Иисуса, а оригинальная музыка утрачена. Другие английские кэролс из 15 века «This Endris Night» и «Sir Christmas» более близки к настроению рождества, но их мало помнят.

Промотаем до 16го века и мы находим известную сегодня многим песню «God Rest Ye Merry, Gentlemen.» Знакомый всем текст устоялся в 19м веке, но разные версии этой песни идут вглубь веков аж о 1650х.

ЗАПРЕТ НА ПЕСНИ В ЦЕРКВИ

В 1640х в Англии к власти пришли пуритане и празднование Рождества вместе с песнопениями были прекращены. Но люди стали петь их дома втайне. Несколько сотен лет это было подпольной традицией, а подвижники Уильям Сэндис и Дэвис Гилберт собирали рождественскую музыку в своих поездках по деревням Королевства.

В других частях Европы рождественские песни продолжали набирать популярность и распространяться. Мартин Лютер хотел больше музыки в церкви. И после отделения от Католической Церкви и основания Протестанской он включил гораздо больше музыки в службу. Массовое пение также поощрялось в лютеранской церкви и вскоре снова возродилось в рождественских традициях Европы.

Что касается Англии, то лишь к концу 18го века рождественские кэролс вновь обрели широкую популярность. Благодаря Уильяму Сэндису и Дэвису Гилберту многие композиции сохранились. Более того, Сэндис еще и сам сочинил несколько одних из узнаваемых по сей день песен. Как, к примеру, вот эта:

ПОП-КУЛЬТУРА В ПОМОЩЬ

Свой ожидаемый вклад в популяризацию специальных рождественских песен сделали и писатели. Чарльз Диккенс написал знаменитую новеллу «Кристмас Кэрол» про то, как изменялось празднование Рождества в Англии — сперва это было тихое празднество в домах, которое переросло в публичное веселье. К середине 20го века в это дело подключились знаменитые певцы, вроде Фрэнка Синатры, фильмы и телевидение вплоть до рекламы Кока-колы.

И со времен Синатры каждый артист норовит записать рождественский альбом вплоть до Боба Дилана и Тори Эймос:

Все это складывается в практику совместного часто семейного пения широкого репертуара песен. Обычно их поют в период адвента — начиная от 4 воскресенья до Рождества.

Любой желающий может приобрести на Амазоне один из сотен сборников и играть и петь себе на радость. Это очень интересная традиция, так как дает повод петь совместно в кругу друзей, семьи. И настроение, и практика пения, и польза для здоровья.

ССЫЛКИ:

Биллбоард / ФуллиКатолик

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован.